Письмо Минпросвещения России от 31.07.2024 N 07-3637 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по определению подходов к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации, оптимального для социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и обеспечению эффективной реализации образовательного процесса в целом, при комплектовании групп, классов в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях") скачать
Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 170 "Об утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81552) скачать
Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 171 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81553) скачать
Федеральный закон от 28.12.2024 N 544-ФЗ "О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" скачать
Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 28.03.2025 №316-01-63-674/25 "Об утверждении перечня тестирующих организаций и мест проведения тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства" скачать
Приказ МАОУ СШ № 8 от 25.03.2025г 14 ОД "О Пункте проведения тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц
без гражданства на базе МАОУ СШ № 8" скачать
ПОЛОЖЕНИЕ о Пункте проведения тестирования на знание русского языка, достаточного для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства на базе МАОУ СШ № 8 скачать
Порядок проведения тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц ез гражданства на базе МАОУ СШ № 8 скачать
Приказ МАОУ СШ № 8 от 25.03.2025г 15 ОД "О создании комиссии по проведению тестирования для определения у иностранных гражданин и лиц без гражданства уровня знания русского языка, достаточного для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования" скачать
еженедельно, пятница с 14.00 до 16.30
607657 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Парковая, 9-А
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов»
для поступающих в 1 класс:
для поступающих во 2 класс:
для поступающих в 3 класс:
для поступающих в 4 класс:
для поступающих в 5 класс:
для поступающих в 6 класс:
для поступающих в 7 класс:
для поступающих в 8 класс:
для поступающих в 9 класс:
для поступающих в 10 класс:
для поступающих в 11 класс:
I. Начальное общее образование
1. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ начального общего образования, для поступающих в 1 класс определяется умениями:
1.1. Слушание
Воспринимать на слух предложение из 5 - 6 слов и повторять его.
Понимать на слух монологическое высказывание объемом 2 предложения, описывающее ситуацию социально-бытового характера, устно отвечать на вопросы (не менее 2).
Понимать прослушанный диалог (не менее 2 реплик) на социально-бытовую тему, устно отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию диалога.
Понимать прослушанный художественный текст объемом не более 20 слов, отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию текста с опорой на рисунки или фотографии.
1.2. Говорение
Участвовать в диалоге в ситуациях социально-бытового общения, используя формулы русского речевого этикета.
Устно составлять предложение из услышанных слов (3 - 4 слова).
Устно составлять текст объемом не менее 3 простых предложений с опорой на серию сюжетных рисунков или фотографий.
Устно пересказывать основное содержание прослушанного текста объемом не более 20 слов с опорой на предложенные рисунки или фотографии.
1.3. Лексика. Грамматика
Называть частотные слова, входящие в разные тематические группы (например, семья, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, времена года, части тела, цвета), с опорой на рисунки или фотографии.
Подбирать к предложенным словам слова с противоположным значением с опорой на рисунки или фотографии.
Называть признаки предмета (не менее двух) по модели "имя существительное + имя прилагательное".
2. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ начального общего образования, для поступающих в 2 класс определяется умениями:
2.1. Слушание
Понимать прослушанный диалог объемом не менее 3 реплик на социально-бытовую тему, устно отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию диалога.
Понимать на слух монологическое высказывание объемом 2 - 3 предложения, описывающее ситуацию социально-бытового характера, устно отвечать на вопросы (не менее 2).
Понимать прослушанный художественный текст объемом не более 20 - 25 слов, устно отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию текста.
2.2. Говорение
Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Участвовать в диалоге объемом не менее 2 реплик в ситуациях учебного и социально-бытового общения, используя формулы русского речевого этикета.
Устно составлять текст из 3 - 5 простых предложений с опорой на сюжетные рисунки.
Устно составлять предложение из набора форм слов.
Устно пересказывать прослушанный текст (объем исходного текста 20 - 25 слов) с соблюдением последовательности событий с опорой на предложенные ключевые слова, рисунки.
2.3. Чтение
Читать вслух текст объемом не более 20 - 25 слов с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания в конце предложения.
Понимать основное содержание прочитанного текста, отвечать на вопросы (не менее 2) по содержанию текста.
Определять последовательность событий в прочитанном тексте.
2.4. Письмо
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 20 слов.
2.5. Фонетика. Графика. Лексика. Грамматика
Различать гласные и согласные звуки. Различать ударные и безударные гласные звуки.
Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог.
Использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения списка слов.
Называть слова, входящие в тематические группы (например, школьные принадлежности, транспорт, профессии, продукты).
Выделять слова из предложений.
3. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ начального общего образования, для поступающих в 3 класс определяется умениями:
3.1. Слушание
Понимать на слух монологическое высказывание объемом 3 - 4 предложения, описывающее ситуацию социально-бытового характера.
Понимать прослушанный художественный текст объемом не более 40 - 45 слов, отвечать на вопросы (не менее 3) по содержанию текста.
3.2. Говорение
Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного и социально-бытового общения, используя формулы русского речевого этикета.
Строить устное монологическое высказывание (2 - 3 предложения) на тему, связанную с ситуациями социально-бытового общения.
Устно пересказывать прослушанный текст (объем исходного текста 40 - 45 слов) с соблюдением последовательности событий.
3.3. Чтение
Читать вслух текст объемом не более 40 - 45 слов с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания в конце предложения.
Понимать содержание прочитанного текста, отвечать на вопросы (не менее 3) по содержанию текста.
Определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему.
3.4. Письмо
Письменно составлять текст из предложений, частей текста.
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты (объем не более 40 слов), применяя правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения; прописная буква в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных.
3.5. Лексика. Грамматика
Выявлять в тексте многозначные слова, синонимы и антонимы (простые случаи, без называния терминов).
Находить в ряду слов однокоренные слова.
Распознавать слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"; "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"; "что делать?", "что сделать?".
4. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ начального общего образования, для поступающих в 4 класс определяется умениями:
4.1. Слушание
Понимать прослушанный художественный или научно-популярный текст объемом не более 60 - 65 слов, отвечать на вопросы (не менее 3) по содержанию прослушанного текста.
4.2. Говорение
Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного и социально-бытового общения с использованием норм русского речевого этикета.
Строить устное монологическое высказывание (3 - 5 предложений) на тему, связанную с ситуациями социально-бытового общения.
Устно подробно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем исходного текста 60 - 65 слов).
4.3. Чтение
Читать вслух текст объемом не более 60 - 65 слов с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания в конце предложения.
Понимать тексты разных типов (описание, повествование), находить в тексте заданную информацию.
Определять тему текста и основную мысль текста.
Составлять план текста.
4.4. Письмо
Писать подробное изложение по заданному плану, содержащему 3 - 4 пункта (объем исходного текста 60 - 65 слов).
Правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 60 слов, применяя правила правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова; раздельное написание предлогов с именами существительными; прописная буква в географических названиях (случаи, когда перед именем собственным стоят слова страна, город, река); раздельное написание не с глаголами.
4.5. Лексика. Грамматика
Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Выделять в словах корень и окончание (простые случаи).
Определять род, число, падеж имен существительных; склонять имена существительные.
Изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных.
Изменять глаголы по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам.
Распознавать личные местоимения (в начальной форме).
Находить главные члены предложения.
II. Основное общее образование
5. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 5 класс определяется умениями:
5.1. Слушание
Понимать прослушанный художественный или научно-популярный текст объемом не более 75 - 80 слов, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста (не менее 3).
5.2. Говорение
Понимать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Понимать роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать при письме и говорении правила русского речевого этикета.
Строить устное монологическое высказывание (4 - 6 предложений) в учебной или социально-бытовой ситуации общения.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем исходного текста не более 75 - 80 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
5.3. Чтение
Читать вслух текст объемом не более 75 - 80 слов с соблюдением интонации в соответствии с пунктуационным оформлением текста.
Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли.
5.4. Письмо
Создавать небольшие письменные тексты (3 - 5 предложений) в определенной ситуации общения по опорным вопросам.
Подробно передавать в письменной форме содержание текста (объем исходного текста не более 75 - 80 слов).
Правильно списывать тексты объемом не более 75 слов.
Применять правила правописания:
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на "-мя", "-ий", "-ие", "ия", на "-ья", "-ье" во множественном числе, собственных имен существительных на "-ов", "-ин", "-ий");
безударные падежные окончания имен прилагательных;
безударные личные окончания глаголов.
Использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзами "и", "а", "но", и без союзов.
5.5. Лексика. Грамматика
Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.
Употреблять глаголы, имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения в речи.
Употреблять имена существительные в соответствии с их морфологическими признаками (род, число, падеж).
Употреблять имена прилагательные в соответствии с их морфологическими признаками (род, число, падеж).
Употреблять глаголы в соответствии с их морфологическими признаками (время, лицо, число, род).
Составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами "и", "а", "но" и бессоюзные сложные предложения без называния терминов).
6. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 6 класс определяется умениями:
6.1. Слушание
Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 90 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4).
6.2. Говорение
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 90 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
6.3. Чтение
Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-популярного и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 90 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4); составлять план.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Определять принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
6.4. Письмо
Передавать в письменной форме содержание исходного текста (объем исходного текста должен составлять не более 90 слов).
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину объемом не менее 70 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 95 слов; соблюдать при письме правила речевого этикета.
Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); корней с безударными проверяемыми гласными.
Соблюдать при письме правила правописания: безударных окончаний имен существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания собственных имен существительных; слитного и раздельного написания не с глаголами.
Соблюдать при письме пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым; запятая в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но; с обращением; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а.
6.5. Лексика. Грамматика
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту).
Употреблять однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы в речи.
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения, употребления несклоняемых имен существительных (на ограниченном объеме слов).
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения, произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (на ограниченном объеме слов).
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (на ограниченном объеме слов).
Распознавать и использовать в речи повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные предложения; простые и сложные предложения; определять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные; основные морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого, второстепенных членов предложения; простые двусоставные предложения, осложненные однородными членами.
7. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 7 класс определяется умениями:
7.1. Слушание
Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 100 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы по содержанию текста.
7.2. Говорение
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалоге объемом не менее 4 реплик (побуждение к действию, обмен мнениями), соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, научно-популярной и художественной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение).
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 100 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
7.3. Чтение
Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-популярных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 100 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4); составлять план.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Определять принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи; находить в тексте описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.
7.4. Письмо
Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не более 110 слов).
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства объемом не менее 90 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов; соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); гласных в приставках пре- и при-; корней с безударными проверяемыми гласными.
Соблюдать правила правописания: безударных окончаний имен существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания собственных имен существительных; слитного и раздельного написания не с глаголами; ь в формах глагола повелительного наклонения.
Соблюдать при письме правила слитного, раздельного правописания имен числительных; окончаний имен числительных.
Соблюдать при письме правила правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.
Соблюдать при письме пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым; запятая в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но; с обращением; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а.
7.5. Лексика. Грамматика
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Соблюдать нормы словоизменения, нормы произношения имен существительных, постановки ударения в именах существительных.
Соблюдать нормы словообразования, нормы произношения имен прилагательных, постановки ударения в именах прилагательных.
Уметь склонять числительные.
Употреблять местоимения в соответствии с их морфологическими признаками и требованиями русского речевого этикета.
Употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении.
8. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 8 класс определяется умениями:
8.1. Слушание
Понимать содержание прослушанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.
8.2. Говорение
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалоге объемом не менее 5 реплик на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Владеть различными видами диалога: диалог - запрос информации, диалог - сообщение информации.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не более 120 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
8.3. Чтение
Понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; составлять план.
Выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы).
8.4. Письмо
В письменной форме подробно, сжато и выборочно передавать содержание текста (объем исходного текста должен составлять не более 120 слов); письменно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (объемом не менее 90 слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов; соблюдать при письме правила речевого этикета.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; написания не с причастиями.
Применять правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; написания е и и в приставках не- и ни- наречий.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Соблюдать при письме правила постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
8.5. Лексика. Грамматика
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией. Употреблять причастия, деепричастия, наречия; союзы, предлоги, частицы в речи.
Склонять причастия.
Правильно строить предложения с одиночными причастиями и причастными оборотами.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением.
Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, предлогов из - с, в - на в составе словосочетаний.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением.
9. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 9 класс определяется умениями:
9.1. Слушание
Понимать содержание прослушанных научно-учебных, научно-популярных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.
9.2. Говорение
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалоге объемом не менее 6 реплик на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование).
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 130 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
9.3. Чтение
Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-популярных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы).
Находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
9.4. Письмо
Передавать в письменной форме подробно, сжато и выборочно содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения - не более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства объемом не менее 90 слов.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика, оформлять деловые бумаги).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 120 - 130 слов; соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
Применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными членами, со сравнительным оборотом; с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
9.5. Лексика. Грамматика
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Применять нормы построения словосочетаний.
Распознавать и использовать в речи предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; простые и сложные предложения; различать способы выражения подлежащего и сказуемого, виды сказуемого. Применять нормы построения простого предложения, нормы согласования сказуемого с подлежащим.
Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Распознавать и использовать в речи односоставные предложения.
Распознавать и использовать в речи простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами, вставными конструкциями, междометиями. Применять нормы построения простых осложненных предложений.
Распознавать и использовать в речи сложные предложения, конструкции с чужой речью.
III. Среднее общее образование
10. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ среднего общего образования, для поступающих в 10 класс определяется умениями:
10.1. Слушание
Использовать различные виды аудирования: выборочное, ознакомительное - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем прослушанного текста - 200 - 250 слов).
10.2. Говорение
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Участвовать в диалогическом общении объемом не менее 6 реплик (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные темы, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
10.3. Чтение
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым (объем текста для чтения - 200 - 250 слов). Выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности.
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы.
Находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
10.4. Письмо
Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения - не более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста, писать рецензию.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства объемом не менее 100 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом не более 150 слов.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях; в сложных предложениях с разными видами связи, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.
10.5. Лексика. Грамматика
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Применять нормы построения сложносочиненных и сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений и сложных предложений с разными видами связи.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.
11. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ среднего общего образования, для поступающих в 11 класс определяется умениями:
11.1. Слушание
Использовать различные виды аудирования в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прослушанных текстов (объем прослушанного текста - 200 - 250 слов).
11.2. Говорение
Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Различать литературный язык и просторечие, знать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, соблюдать правила русского речевого этикета (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
11.3. Чтение
Использовать различные виды чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов (объем текста для чтения - 200 - 250 слов).
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
11.4. Письмо
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нем информации в речевой практике.
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 100 слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
11.5. Лексика. Грамматика
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Соблюдать лексические нормы.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать при письме и говорении словообразовательные и морфологические нормы.