Олимпиады и подготовка к ним являются одним из важнейших направлений деятельности педагогического коллектива по программе «Одаренные дети». В связи с этим в школе ежегодно по всем предметам проводятся олимпиады. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2016 году приняли участие 397 учащихся (учащийся, принявшей участие в нескольких олимпиадах – считается один раз), в муниципальном этапе – 167 участников в 18 олимпиадах.
Одержали 17 побед, в том числе I место – 2, II место – 8.
Звезды районных олимпиад (2016 год)
Ф.И. ученика |
Класс |
|
|
|
Туманова Ксения |
6а |
3 место Математика |
|
|
Гусев Дмитрий |
5г |
3 место Математика |
|
|
Ванчинов Данил |
8а |
3 место Английский язык |
|
|
Ровенских Кирилл |
11а |
3 место Английский язык |
|
|
Пахомычева Арина |
8г |
2 место Физическая культура |
|
|
Набережнова Александра |
7г |
2 место Биология |
|
|
Чечко Данил |
7а |
3 место Биология |
|
|
Ежова Елизавета |
8а |
1 место Химия |
2 место Обществознание |
1 место География |
Макаров Михаил |
9а |
2 место Химия |
2 место Математика |
|
Самольянова Валерия |
10а |
2 место Технология |
|
|
Ежова Варвара |
11а |
2 место МХК |
|
|
Жебрева Елизавета |
11а |
3 место МХК |
|
|
Туркин Владислав |
7а |
2 место Физика |
|
|
Гапоненко Полина |
8а |
3 место Экономика |
|
|
Сравнительный анализ участников МОУ СШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников
№ п\п |
Учебный год |
Предмет |
Ф.И. ученика |
Класс |
ФИО учителя |
|
2011-2012 |
Химия |
Ипатов Михаил |
11а |
Кузьмичева Н.В. |
|
2012-2013 |
Физическая культура |
Шабанов Сергей |
11а |
Мусин М.И. |
|
2013-2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2014-2015 |
Право |
Исакова Татьяна Олеговна |
10а |
Сметанина Марина Анатольевна |
Право |
Гавриков Артем Алексеевич |
10а |
Сметанина Марина Анатольевна |
||
ОПК |
Ирин Дмитрий Игоревич |
10б |
Сметанина Марина Анатольевна |
||
ОПК |
Кокурин Михаил Александрович |
10а |
Сметанина Марина Анатольевна |
||
|
2015-2016 |
География |
Пащенко Максим Романович |
10а |
Потапова Мария Александровна |
|
2016-2017 |
Химия |
Макаров Михаил Сергеевич |
9а |
Кузьмичева Наталья Викторовна |
Опыт работы Правдиной О.В., учителя русского языка и литературы)
Правдина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория. | |
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа - НОУ);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей педагогической деятельности являются олимпиады и конкурсы.
Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
В 2016 году мои учащиеся принимали участие во многих районных и областных конкурсах, и в каждом имеются победы. В районном этапе областного конкурса «Самое читающее село. Самый читающий город» - 3 призовых места, в районном фестивале «Птицы» - 3 призовых места, в районном этапе областного
конкурса детского и юношеского медиатворчества «Открой книгу – поймай время» - 3 призовых места, в районном конкурсе на гражданско - правовую тематику «Во имя справедливости и права» - 1 победа, в региональном конкурсе эссе «Потому что Я человек» Боброва Алла получила Диплом Победителя, в региональном конкурсе портфолио педагогических династий «Качели времени» Боброва Алла получила Диплом 1 степени, в региональной выставке портфолио педагогических династий «Качели времени» Боброва Алла получила Диплом 1 степени, в районном этапе областного фотоконкурса «Дети. Творчество. Родина» - 6 призовых мест, в районном этапе конкурса детского и юношеского медиатворчества, информационных технологий «Окно в мир» - 1 победа, в молодежном проекте «Вальс Победы» - 3 призовых места, в районном сетевом интернет – проекте «По родному краю с рюкзаком шагаю» среди школьных команд мы заняли 2 место, во Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности в творчестве» Одинцова Анна получила Диплом 3 степени, Ванчинов Даниил получил Диплом 2 степени, Боброва Алла получила Диплом 3 степени.
На уроках русского языка и литературы я стараюсь показать учащимся, что знание родного языка необходимо людям в любой профессии, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты. На своем
сайте http://olgapravdina.ucoz.com я создала раздел «Успехи учащихся». В нем размещены грамоты и награды победителей различного уровня. Считаю, что этот материал является наглядным примером применения знаний.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по русскому языку и литературе. Учащиеся старших классов участвуют в научном исследовательском обществе (грамота за 2 место в районном этапе областного конкурса проектных работ «Экологическая мозаика» в номинации «С высоты птичьего полета»), являются участниками Международного исследовательского Интернет – сообщества Глобальная школьная лаборатория, принимают участие в Международных онлайн – олимпиадах (Диплом 3 степени за победу в Международной онлайн - олимпиаде «Фоксфорда» по русскому языку получила Боброва Алла).
С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков и общаюсь с ними в социальных сетях: обсуждаем и создаем исследовательские работы, проекты. Я много беседую с ребятами и обучаю их приемам регулирования умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Одаренность - синоним талантливости
(опыт работы Кузьмичевой Н.В., учителя химии)
Кузьмичева Наталья Викторовна, учитель химии, высшая квалификационная категория
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но, чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке - это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа с учащимися приносит свои плоды: мои учащиеся являются победителями районных и региональных олимпиад, областных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах на химических и смежных специальностях.
Как я достигаю таких результатов? В первую очередь, применяю различные методы обучения, которые являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Все большее внимание я уделяю элементам проблемного обучения. К каждому уроку я готовлю проблемные вопросы или задания, причем индивидуальные и дифференцированные. Это требует кропотливой ежедневной подготовки. Зато знания, добытые собственным трудом намного прочнее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде.
Внеурочная система работы заключается в проведении индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми. В течение всего года восьмиклассники проводят лабораторные работы с «химическими опытами», что повышает интерес к изучению химии, увеличивает багаж химических знаний и, главное, ребята видят, что с химическими веществами и химическими явлениями они встречаются в повседневной жизни.
В 9-11 классах предлагаю углубленное изучение материала, решение задач повышенной сложности, разбор ситуационных и практико-ориентированных задач, работу над творческими проектами. Для многих тем курса химии 9-11 классов мною разработаны системы задач, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные задачи с нарастанием уровня сложности.
Одаренный ребенок, имеющий определенный багаж знаний, должен участвовать в олимпиадах, где он оказывается в среде себе равных.
Большое внимание я обращаю на подготовку учащихся к олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим мероприятиям: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Результатом этой работы стали ежегодные победы в химических олимпиадах, турнирах, проводимых градообразующими предприятиями, городскими учреждениями дополнительного образованиями, ВУЗами областного центра, причем победы в муниципальных и региональных этапах.
Одаренные дети – будущее России
(опыт работы Дюжаковой Е.Ю., учителя физики)
Дюжакова Елена Юрьевна, учитель физики, первая квалификационная категория
В России продолжительное время наблюдалось падение интереса у молодежи к инженерным и техническим специальностям. Кроме того, произошло сокращение часов на изучение физики, исчезла астрономия из учебных планов. Однако в последние годы прослеживается дефицит специалистов в данных областях, поэтому многие выпускники школ выбирают физику приоритетным направлением своего изучения.
Физика является одной из основ всего технического прогресса в целом. Поэтому очень важно, чтобы развитием промышленности и технологий занимались не просто обычные люди, а те, кто действительно заинтересован данным предметом, стремится получить и применить большое количество знаний. Мотивация на изучение предмета начинается в школе, а выявление талантливых и одаренных детей – важная задача учителя.
Прежде всего, одаренных детей я выявляю. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, я создаю для них творческую образовательную среду. В целях поддержки интереса к предмету использую различные творческие задания, задания с практическим содержанием и применением, занимательные опыты.
К сожалению, классно-урочная система не позволяет уделять много внимания именно одаренным детям, поэтому я на каждом этапе урока стараюсь проводить дифференциацию заданий: использую комбинированные задачи, задачи с лишними или недостающими данными, задачи без чисел или на вывод формулы.
Задавая домашнее задание, я учитываю степень его сложности и интереса для разных детей. В своей работе имею системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя задачи разного типа: и качественные, и расчетные, и экспериментальные.
На уроках физики я часто обращаюсь к истории, делаю акцент на открытиях, сделанных учеными нашей страны, а также на важность открытых ими явлений и законов для дальнейшего развития науки и техники. Кроме того, стараюсь показать учащимся, что физика необходима людям разных специальностей, а также просто в быту и обычной жизни. Провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащихся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Главная задача таких уроков - нацелить учащихся на выбор профессии, связанной с физикой, поднять авторитет технических специальностей.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися я считаю, что являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам различного уровня я стараюсь проводить в течение всего учебного года во внеурочное время.
В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в разных областях. Одаренные дети действительно являются нашим будущим, ведь именно они смогут развивать и укреплять научные основы технического прогресса в нашей стране.