Кто и когда пишет итоговое сочинение (изложение) в 2019/2020 учебном году

Для того, чтобы быть допущенными к ГИА -11 в 2019 году, его участники также должны иметь «зачёт» по итоговому сочинению (изложению).

Нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» с последующими изменениями
Приказ органа управления образованием субъекта РФ по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) в регионе
При подготовке к итоговому сочинению используются также Методические материалы Рособрнадзора и информация официального информационного портала ФИПИ (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).
Кто пишет итоговое сочинение
Итоговое сочинение пишут:
обязательно: выпускники текущего учебного года, в том числе и осваивающие образовательные программы в форме семейного образования и самообразования;
по желанию:
лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Примечание. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет, в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования.  Сроки участия в итоговом сочинении такие лица выбирают самостоятельно.

Кто пишет изложение 

Изложение  вправе писать:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Примечание. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов итоговое сочинение (изложение) может проводиться по их желанию в устной форме.
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году
В 2019/20 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится в следующие сроки:
основной — 4 декабря 2019 года;
дополнительные — февраля и  май 2020 года.
Примечание. В дополнительные сроки допускаются к написанию итогового сочинения (изложения):
— обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
— участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
— участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) его участники не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) подают заявление:
— обучающиеся 11 классов — в организации, в которых они осваивают образовательные программы среднего общего образования;
— остальные участники — в места регистрации, определенные органами управления образованием субъектов Российской Федерации (см. на их сайтах).
Примечание. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Где узнать о порядке организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году
Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) организуют органы управления образованием субъектов РФ через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и муниципальные органы управления образованием, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальных сайтах в сети «Интернет» или специализированных сайтах образовательных организаций, органов управления образованием.

Где можно узнать результаты итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

За что можно получить «незачет» по сочинению
Как пояснила ученый секретарь ФИПИ Е.А. Зинина в интервью «Российской газете» (см. интервью на сайте от 10.09.2018 г. https://rg.ru/2018/09/10/kakoe-sochinenie-budut-pisat-vypuskniki-2019-goda.html) , «незачёт» можно получить за грамотность, если количество ошибок более пяти на 100 слов. При этом учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. Также не получится «зачёт» за жульничество: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет. Рекомендуемый объем сочинения от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то ставится «незачёт». Также участник получает «незачёт», если работа выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста.
В целом, по её словам, без «зачёта» остается меньше 2% выпускников.

Объявлены пять направлений тем итогового сочинения на 2019-2020 учебный год:

«Война и мир» – к 150-летию великой книги Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Конкретные темы сочинений будут разрабатываться Рособрнадзором и станут известны в день написания итогового сочинения – 4 декабря. Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

 

Продолжительность итогового сочинения (изложения):

Участники будут писать работу 3 часа 55 минут, лица с ограниченными возможностями здоровья – на 1,5 часа дольше. Участнику необходимо взять с собой черную гелевую ручку, документ, удостоверяющий личность, при необходимости – лекарства и питание. Орфографический словарь будет выдан членами школьной комиссии.