Формирование навыков здорового образа жизни
через реализацию классной программы «Будь здоров»

Актуальность. Научиться лечить людей от болезней и уметь делать лекарства – это великое дело. Но еще более великое дело – научить человека не болеть, не стареть и не дряхлеть. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей современного школьника. Поэтому важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении – формирование у учащихся здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

В МБОУ СШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов разработана и успешно реализуется комплексная медико-педагогическая программа «Здоровое детство», которая представляет собой общеметодологическую модель деятельности школы как «Школа здоровья». Но каждый классный коллектив и каждый ребенок в нем имеют свои особенности, как возрастные, так и по степени сформированности навыков здорового образа жизни. Классные руководители, взяв за основу общешкольную программу «Здоровое детство», разработали и реализуют классные программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров».

В основу создания классной программы воспитания культуры здоровья положено диагностическое исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в ней. Проведение подобного исследования среди учащихся дает возможность планировать воспитательную работу в классном коллективе более детально и целенаправленно,  отслеживать результаты деятельности классного руководителя по данной проблеме, искать узкие места в работе.  

Среди важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья детей, особое место занимает социально-экономический статус семьи и образ жизни ребенка в семье.  Анкета «Условия и образ жизни школьника» позволяют составить характеристику семьи, выявить условия для занятий дома, досуг детей, их питание, физическую и бытовую активность. На ее основе классный руководитель планирует работу с семьей.  

После проведенной диагностики начинается совместная работа классного руководителя, учащихся и их родителей по проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива.  Для этого инициативная группа из числа учащихся и родителей под руководством классного руководителя и при обязательном участии школьного врача проводит конкурс идей "Мой класс – самый здоровый класс!". В ходе работы над проектом классной программы определяются воспитательные задачи. Они могут несколько отличаться в разных классных коллективах, но, как правило, основными задачами программы «Будь здоров» являются следующие: формировать у учащихся и их родителей понимания  и осознания важности здорового образа жизни и своей непосредственной роли в нем; показать ребёнку значимость его физического и эмоционального состояния для будущего жизнеутверждения, для профессионального становления; установление тесной взаимосвязи с медицинскими работниками и педагогом-психологом школы по вопросам профилактики заболеваний.

   Далее начинается следующий этап работы -  это конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач. Классная программа «Будь здоров» состоит из следующих блоков.

1. Гигиенически правильная организация учебного процесса.

2. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, осуществляющаяся через реализацию программы «Уроки здоровья» (автор д.б.н., профессор О.С. Гладышева), проведение праздников, конкурсов по формированию культуры здоровья, участие в школьном конкурсе «Самый здоровый класс»

3. Физкультурно-оздоровительная работа через эффективную работу с учащимися на уроке физкультуры, организацию ежедневной зарядки до уроков, физкультминуток,  организацию подвижных перемен «Здоровая переменка», проведение классных спортивных мероприятий и Дней здоровья.

4. Просветительская работа с родителями через проведение родительских уроков, в том числе и  с привлечением медицинских работников.

5. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся класса, учет и анализ данных медицинских работников школы.

Заключение. Сегодня мы можем сказать, что данная форма работы является продуктивной. Налажено эффективное сотрудничество классного руководителя с медицинскими работниками школы, у  учащихся повышается приоритет здорового образа жизни, повышается уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности, родители поддерживают деятельность школы по воспитанию здоровых детей.

«Здоровье» и «здоровый образ жизни» как личные ценности рассматривают после 1 года работы по программе – 70% учащихся; после 2 года – 75 % учащихся, а после 3 го – 89% учащихся школы. Полученные знания используют на практике после 1-го года - 30% детей, а после 3го года работы этот показатель уже составляет 50%.