Положение

о библиотечно – информационном центре

МБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1  Настоящее Положение является основой деятельности  библиотечно-информационного центра МБОУ СОШ №8.

1.2 Библиотечно-информационный центр (далее БИЦ) является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.3 Деятельность БИЦ  отражается в Уставе школы.

1.4 Цели БИЦ соотносятся с целями школы: формирование общей культуры  личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа  жизни.

1.5 БИЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными и региональными законами «Об образовании в Российской Федерации», «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», нормативными и регламентирующими документами Министерства образования РФ, региональных и местных органов самоуправления, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов и данным Положением.

1.6 Деятельность БИЦ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.7 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотечно-информационном центре школы и Правилами пользования библиотечно-информационным центром, утвержденными директором МБОУ СОШ №8.

1.8 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания.

1.9 Организация обслуживания участников общеобразовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

 

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

2.1 Основными задачами БИЦ являются:

а)  обеспечение участникам общеобразовательного процесса  – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее пользователям)  – доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на  различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD,  DVD), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б)  воспитание культурного и гражданского  самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в)  создание библиотечно-информационной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами;

г) руководство формированием информационного мировоззрения школьников и продвижение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности;

д) совершенствование предоставляемых БИЦ  услуг на основе новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

 

III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.

3.1. Для реализации основных задач БИЦ:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами  и банками данных других учреждений и организаций; аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикации и работы педагогов, лучшие научные работы и рефераты обучающихся и др.);
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных;
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.)
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя  и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений навыков работы с книгой и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-, DVD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; создает банк педагогической информации как основы единой информационной  службы школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам, темам; организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях,  просмотр электронных версий педагогических изданий;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам  управления образовательным процессом; поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;  является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в БИЦ;
  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЦ.

4.1. Наличие укомплектованного БИЦ в школе обязательно.

4.2. Структура БИЦ: абонемент, хранилище для учебников, справочно-библиографический отдел, электронный читальный зал, который включает  компьютерную зону для индивидуальной работы пользователей, зону для групповой  и индивидуальной работы с информацией любого типа, а также копировально-множительную технику.

4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы БИЦ.

4.4.  Денежные средства за сданную БИЦ макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы БИЦ, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества БИЦ.

4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда БИЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности БИЦ несет директор  в соответствии с уставом школы.

4.7. Режим работы центра определяется заведующим БИЦ (библиотекарем) в соответствии с Правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы БИЦ предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы;
  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

 

V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ.

5.1. Общее руководство деятельностью БИЦ осуществляет директор школы.

5.2. Руководство БИЦ осуществляет заведующий БИЦ (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности БИЦ в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.

5.3. Заведующий БИЦ (библиотекарь) назначается директором школы, является членом педагогического коллектива.

5.4. Заведующий БИЦ (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение  следующие документы:

  • положение о БИЦ;
  • правила пользования БИЦ;
  • планово-отчетную документацию.

5.5. Работники БИЦ могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником БИЦ только на добровольной основе.

5.6. Трудовые отношения работников БИЦ и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

 

VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ БИЦ.

6.1. Работники БИЦ имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о БИЦ;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования БИЦ школы, утвержденными директором и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями центра;

е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников БИЦ за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников БИЦ; по компенсационным мероприятиям, связанным с  вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы  на компьютере);

ж) участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренными для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

6.2. Работники БИЦ обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами БИЦ;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых БИЦ услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;

з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы

и) повышать квалификацию.

 

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИЦ

7.1. Пользователи БИЦ имеют право:

- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых БИЦ услугах;

- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом БИЦ;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, мультимедийные документы и другие источники информации;

- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические  справки на основе фонда БИЦ;

- получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ;

- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы;

- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний и пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе БИЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках;

- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального зала;

- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении  проинформировать об этом работника БИЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

-расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение 1-4 классы);

-возвращать документы в установленные сроки;

-заменять документы БИЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования БИЦ;

-полностью рассчитаться с БИЦ по истечении срока обучения или работы в школе.

7.2. Порядок пользования БИЦ:

7.2.1. Правила пользования библиотекой:

- запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических  и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

- перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

- документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

- читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их возвращения в БИЦ;

- обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом через классных руководителей школы.

7.2.2. Порядок пользования абонементом:

- пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

- максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия – учебный год;
  • научно-популярная, познавательная, художественная  литература - 15 дней;
  • периодические издания, издания повышенного спроса – 5 дней.

- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.2.3. Порядок пользования читальным залом:

- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

- энциклопедии, справочники,  редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

7.2.4. Порядок работы  в компьютерной зоне электронного читального зала:

- работа участников образовательного процесса в компьютерной зоне производится по графику, утвержденному директором школы, и в присутствии сотрудника БИЦ с обязательной регистрацией в специальном журнале учета;

- разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

- пользователь имеет право работать с нетрадиционными носителями информации после предварительного тестирования его работником БИЦ;

- по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику БИЦ; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

- работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.