Программа «Одаренные дети»

Олимпиады  и  подготовка  к  ним  являются  одним  из  важнейших  направлений деятельности  педагогического  коллектива по программе «Одаренные дети».    В  связи  с  этим  в  школе  ежегодно  по всем  предметам  проводятся  олимпиады. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2016 году приняли участие 397 учащихся (учащийся, принявшей участие в  нескольких олимпиадах – считается один раз), в муниципальном этапе – 167 участников в 18 олимпиадах.

Одержали 17 побед, в том числе I место – 2, II место – 8.

Звезды районных олимпиад (2016 год)

Ф.И. ученика

Класс

 

 

 

Туманова Ксения

3 место

Математика

 

 

Гусев Дмитрий

3 место

Математика

 

 

Ванчинов Данил

3 место

Английский язык

 

 

 

Ровенских Кирилл

11а

3 место

Английский язык

 

 

Пахомычева Арина

2 место

Физическая культура

 

 

Набережнова Александра

2 место

Биология

 

 

Чечко Данил

3 место 

Биология

 

 

Ежова Елизавета

1 место

Химия

 2 место 

Обществознание

 1 место 

География

Макаров Михаил

 2 место 

Химия

 2 место 

Математика

 

Самольянова Валерия

10а

 2 место

Технология

 

 

Ежова Варвара

11а

 2 место 

    МХК

 

 

Жебрева Елизавета

11а

 3 место 

    МХК

 

 

Туркин Владислав

 2 место 

Физика

 

 

Гапоненко Полина

 3 место

Экономика

 

 


Сравнительный анализ участников МОУ СШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников
 

№ п\п

Учебный год

Предмет

Ф.И. ученика

Класс

 ФИО учителя

  1.  

2011-2012

Химия

Ипатов Михаил

11а

Кузьмичева Н.В.

  1.  

2012-2013

Физическая культура

Шабанов Сергей

11а

Мусин М.И.

  1.  

2013-2014

0

0

0

0

  1.  

2014-2015

Право

Исакова Татьяна Олеговна

10а

Сметанина Марина Анатольевна

Право

Гавриков Артем Алексеевич

10а

Сметанина Марина Анатольевна

ОПК

Ирин Дмитрий Игоревич

10б

Сметанина Марина Анатольевна

ОПК

Кокурин Михаил  Александрович

10а

Сметанина Марина Анатольевна

  1.  

2015-2016

География

Пащенко Максим Романович

10а

Потапова Мария Александровна

  1.  

2016-2017

Химия

Макаров  Михаил Сергеевич

Кузьмичева Наталья Викторовна

 
Система работы учителя-предметника с одаренными детьми

 

  Опыт работы Правдиной О.В., учителя русского языка и литературы)

 

Правдина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система  моей  работы  с  одаренными  детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие  способностей  во  внеурочной деятельности  (олимпиады,  конкурсы, исследовательская работа - НОУ);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Я  постоянно  учусь, совершенствую  свои  знания  через  курсы повышения  квалификации,  методические объединения школы и района.

Важнейшей  формой  работы  с  одаренными учащимися  в  практике  моей  педагогической деятельности  являются  олимпиады  и  конкурсы.

Они  способствуют  выявлению  наиболее способных  и  одаренных  детей,  становлению и  развитию  образовательных  потребностей личности,  подготовке  учащихся  к  получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

В 2016 году мои учащиеся принимали участие  во  многих  районных  и  областных конкурсах,  и  в  каждом  имеются  победы.  В районном  этапе  областного  конкурса  «Самое читающее  село.  Самый  читающий  город»  -  3 призовых места, в районном фестивале «Птицы» - 3 призовых места, в районном этапе областного

конкурса детского и юношеского медиатворчества «Открой  книгу  –  поймай  время»    -  3  призовых места,  в  районном  конкурсе  на  гражданско - правовую  тематику  «Во  имя  справедливости  и права» - 1 победа, в региональном конкурсе эссе «Потому что Я человек» Боброва Алла получила Диплом  Победителя,  в  региональном  конкурсе портфолио  педагогических  династий  «Качели времени»  Боброва  Алла  получила  Диплом  1 степени,  в  региональной  выставке  портфолио педагогических  династий  «Качели  времени» Боброва  Алла  получила  Диплом  1  степени, в  районном  этапе  областного  фотоконкурса «Дети. Творчество. Родина» - 6 призовых мест, в районном этапе конкурса детского и юношеского медиатворчества,  информационных  технологий «Окно в мир» - 1 победа, в молодежном проекте «Вальс Победы» - 3 призовых места, в районном сетевом  интернет  –  проекте  «По  родному  краю с  рюкзаком  шагаю»  среди  школьных  команд мы  заняли  2  место,  во  Всероссийском  конкурсе детского  и  юношеского  творчества  «Базовые национальные ценности в творчестве» Одинцова Анна  получила  Диплом  3  степени,  Ванчинов Даниил  получил  Диплом  2  степени,  Боброва Алла  получила  Диплом  3  степени. 

На  уроках  русского  языка  и  литературы  я стараюсь показать учащимся, что знание родного языка  необходимо  людям  в  любой  профессии, специализации.  Для  этого  я  использую  беседы, конкретные  примеры,  эксперименты.  На  своем

сайте http://olgapravdina.ucoz.com  я создала раздел «Успехи учащихся». В нем размещены грамоты и награды победителей различного уровня. Считаю, что этот материал является наглядным примером применения знаний.

Большое  внимание  придаю  вовлечению талантливых  детей  во  внеурочную  работу  по русскому языку и литературе. Учащиеся старших классов участвуют в научном исследовательском обществе  (грамота  за  2  место  в  районном этапе  областного  конкурса  проектных  работ «Экологическая  мозаика»  в  номинации  «С высоты птичьего полета»), являются участниками Международного  исследовательского  Интернет – сообщества Глобальная школьная лаборатория, принимают  участие  в  Международных  онлайн –  олимпиадах  (Диплом  3  степени  за  победу  в Международной онлайн - олимпиаде «Фоксфорда» по русскому языку получила Боброва Алла).

С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков и общаюсь с ними в социальных сетях: обсуждаем и создаем исследовательские работы, проекты. Я много беседую с ребятами и обучаю их приемам регулирования  умственной  деятельности, помогаю  в  определении  своих  познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта.

Сознание  ребенка  находится  в  стадии становления,  и  именно  поэтому  я  слежу  за  тем, чтобы  творческий  потенциал  не  был  растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много  работать  над  собой,  то  есть  постоянно самосовершенствоваться.

 

             Одаренность - синоним талантливости

(опыт работы Кузьмичевой Н.В., учителя химии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузьмичева Наталья Викторовна, учитель химии, высшая квалификационная категория

 

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но, чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке - это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа с учащимися приносит свои плоды: мои учащиеся являются победителями районных и региональных олимпиад, областных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах на химических и смежных специальностях.

Как я достигаю таких результатов? В первую очередь, применяю различные методы обучения, которые являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Все большее внимание я уделяю элементам проблемного обучения. К каждому уроку я готовлю проблемные вопросы или задания, причем индивидуальные и дифференцированные. Это требует кропотливой ежедневной подготовки. Зато знания, добытые собственным трудом намного прочнее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде.

Внеурочная система работы заключается в проведении индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми. В течение всего года восьмиклассники проводят лабораторные работы с «химическими опытами», что повышает интерес к изучению химии, увеличивает багаж химических знаний и, главное, ребята видят, что с химическими веществами и химическими явлениями они встречаются в повседневной жизни.

В 9-11 классах предлагаю углубленное изучение материала, решение задач повышенной сложности, разбор ситуационных и практико-ориентированных задач, работу над творческими проектами. Для многих тем курса химии 9-11 классов мною разработаны системы задач, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные задачи с нарастанием уровня сложности.

      Одаренный ребенок, имеющий определенный багаж знаний, должен участвовать в олимпиадах, где он оказывается в среде себе равных.

Большое внимание я обращаю на подготовку учащихся к олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим мероприятиям: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Результатом этой работы стали ежегодные победы в химических олимпиадах, турнирах, проводимых градообразующими предприятиями, городскими учреждениями дополнительного образованиями, ВУЗами областного центра, причем победы в муниципальных и региональных этапах.

 

Одаренные дети – будущее России

(опыт работы Дюжаковой Е.Ю., учителя физики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дюжакова Елена Юрьевна, учитель физики, первая квалификационная категория

 

В России продолжительное время наблюдалось падение интереса у молодежи к инженерным и техническим специальностям. Кроме того, произошло сокращение часов на изучение физики, исчезла астрономия из учебных планов. Однако в последние годы прослеживается дефицит специалистов в данных областях, поэтому многие выпускники школ выбирают физику приоритетным направлением своего изучения.

Физика является одной из основ всего технического прогресса в целом. Поэтому очень важно, чтобы развитием промышленности и технологий занимались не просто обычные люди, а те, кто действительно заинтересован данным предметом, стремится получить и применить большое количество знаний. Мотивация на изучение предмета начинается в школе, а выявление талантливых и одаренных детей – важная задача учителя.

            Прежде всего, одаренных детей я выявляю. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, я создаю для них творческую образовательную среду. В целях поддержки интереса к предмету использую различные творческие задания, задания с практическим содержанием и применением, занимательные опыты.

            К сожалению, классно-урочная система не позволяет уделять много внимания именно одаренным детям, поэтому я на каждом этапе урока стараюсь проводить дифференциацию заданий: использую комбинированные задачи, задачи с лишними или недостающими данными, задачи без чисел или на вывод формулы.

            Задавая домашнее задание, я учитываю степень его сложности и интереса для разных детей. В своей работе имею системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя задачи разного типа: и качественные, и расчетные, и экспериментальные.

На уроках физики я часто обращаюсь к истории, делаю акцент на открытиях, сделанных учеными нашей страны, а также на важность открытых ими явлений и законов для дальнейшего развития науки и техники. Кроме того, стараюсь показать учащимся, что физика необходима людям разных специальностей, а также просто в быту и обычной жизни. Провожу  уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания,  доклады учащихся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Главная задача таких уроков - нацелить учащихся на выбор профессии, связанной с физикой, поднять авторитет технических специальностей.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися я считаю, что являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам различного уровня я стараюсь проводить в течение всего учебного года во внеурочное время.

В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в разных областях. Одаренные дети действительно являются нашим будущим, ведь именно они смогут развивать и укреплять научные основы технического прогресса в нашей стране.